Меню:

Если Вы не нашли нужного товара или информации, обращайтесь по номерам телефонов:

8 (495) 633-26-04

или закажите обратный звонок:

Цены на сырье
Нефть 17/11
Алюминий 17/11
Никель 17/11
Цены на драгметаллы
Золото 17/11 -0.51% 2579.59
Серебро 17/11 +0.2% 29.98
Платина 17/11 +0.02% 1784.37
Палладий 17/11 +1.87% 2467.57
Курсы России Сегодня
USD 65.9931
EUR 74.9022
1181.2 1181.5
16.24 16.27
1002.0 1012.0
683.3 686.3
1477.0
10442.0
5190.0 5195.0
47.39
43.79 43.82
Данные на 16:56 мск

Су-30 в серии и на международном рынке

Печатная версия сайтаРаспечатать
Array
(
    [0] => 
    [1] => news
    [2] => 104
    [3] => 94658
    [4] => 
)
Array
(
    [TAGS] => Авиастроение, Самолеты
    [~TAGS] => Авиастроение, Самолеты
    [ID] => 94658
    [~ID] => 94658
    [NAME] => Су-30 в серии и на международном рынке
    [~NAME] => Су-30 в серии и на международном рынке
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [DETAIL_TEXT] => 

Су-30СМ российских ВКС в полете. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени многочисленные заказчики в лице военно-воздушных сил зарубежных государств успели получить порядка 500 многофункциональных истребителей семейства Су-30 в разных модификациях. В ближайшее время ожидается появление новых контрактов на строительство такой техники, что приведет к понятным последствиям. Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка?

Первые истребители Су-30 модификации «К» отправились зарубежному заказчику около 20 лет назад. Они создавались в рамках сотрудничества с Индией и изначально соответствовали требованиям заказчика. В ходе создания проекта Су-30К был создан самый серьезный задел, при помощи которого в дальнейшем удалось разработать множество новых модификаций техники, наиболее полно соответствующих пожеланиям новых покупателей. Таким образом, основания для нынешних успехов линейки Су-30 появились еще в середине девяностых годов.

По заказу Индии

Первый шаг к экспортному успеху был сделан в 1994 году, когда военно-воздушные силы Индии проявили интерес к российским истребителям семейства Су-27. При этом потенциальный заказчик не пожелал закупать технику существующей модели и представил собственные требования к желаемому многофункциональному истребителю. В соответствии с таким заданием в 1995 году компания «Сухой» начала проектирование новой версии имеющегося самолета.

В конце ноября 1996 года Россия и Индия подписали контракт о проведении необходимых конструкторских работ и дальнейшую поставку готовой техники. ВВС Индии желали получить 8 самолетов типа Су-30К и 32 Су-30МКИ. В дальнейшем предполагалось наладить производство авиационной техники на одном из индийских предприятий.

Су-30К создавался в качестве доработанной версии учебно-боевого Су-27УБ и имел некоторые отличия. Широкое использование готовых изделий позволило сократить сроки разработки. Благодаря этому первые заказанные самолеты были переданы Индии уже в 1997 году. В конце десятилетия индийские ВВС приступили к эксплуатации всех заказанных Су-30К. В это же время продолжалась разработка более совершенного истребителя Су-30МКИ.


Истребитель Су-30МКИ. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

В рамках проекта с литерами «МКИ» («Модернизированный коммерческий, индийский») российским конструкторам предстояло решить несколько специфических задач в сфере техники и подходов. К примеру, для получения желаемой доли рынка следовало отказаться от традиционного подхода, предусматривающего создание экспортной версии как ухудшенного варианта «своей» машины. Кроме того, пришлось вести опытно-конструкторские работы при прямом участии заказчика. Наконец, имеющиеся соглашения подразумевали постепенную модернизацию техники с планомерным достижением желаемых результатов, для чего требовалась новая архитектура бортового оборудования.

Российские авиаконструкторы ранее не сталкивались с такими задачами, но все же справились с их решением. Следует отметить, что именно это фактически предопределило дальнейшую судьбу всего семейства Су-30. Новые модификации истребителя создавались с использованием задела по Су-30МКИ и с применением характерных особенностей этого проекта.

Одним из самых серьезных нововведений проекта Су-30МКИ стало широкое применение авионики зарубежного производства, которую желал получить заказчик. В готовом самолете используются радиоэлектронные компоненты от 14 производителей из 6 стран мира. Для обеспечения совместимости всех этих приборов была разработана новая для нашей страны система с открытой архитектурой. Впоследствии она позволила сравнительно быстро и просто осуществлять модернизацию самолетов. Важнейшей особенностью Су-30МКИ и других самолетов семейства стало наличие системы управления вектором тяги. Кроме того, впервые в мире экспортный самолет получил радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Испытания опытных самолетов типа Су-30МКИ были проведены на рубеже девяностых и двухтысячных годов. В 2002-м заказчик получил первую партию из 10 таких машин. В следующем году – еще 12. Строительство этой техники осуществлялось в Иркутске. К этому времени уже существовал и реализовывался контракт о запуске сборки авиационной техники силами индийской промышленности. Согласно этому соглашению, Россия должна была передать Индии 140 сборочных комплектов. В дальнейшем появлялись новые договоры на поставку готовых самолетов и комплектов агрегатов.


Су-30МКМ для Малайзии. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени военно-воздушные силы Индии располагают весьма крупным парком истребителей Су-30МКИ. В общей сложности в частях имеется порядка 250 самолетов. При этом достаточно активная эксплуатация техники приводит к известным негативным последствиям. Так, с 2009 по 2017 годы индийские военные потеряли семь истребителей.

Китайский контракт

Через несколько лет после контракта с Индией появилось схожее соглашение на поставку авиационной техники в ВВС Китая. В 1997 году на «Сухом» стартовали проектные работы по самолету с обозначением Су-30МКК – «Модернизированный коммерческий, китайский». Во второй раз был использован подход к проектированию, предусматривающий большое внимание к требованиям заказчика. В частности, для наилучшего соответствия техническому заданию Су-30МКК создавался на базе самолетов Су-27М и Су-27СК.

В самом конце десятилетия были построены и испытаны опытные истребители. По ряду причин, сборку этой техники доверили Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению. После завершения всех необходимых проверок было развернуто серийное производство в интересах заказчика. В самом конце 2000 года Китай получил первую партию из 10 самолетов Су-30МКК.


Алжирский Су-30МКА. Фото Wikimedia Commons

После этого производство и поставки продолжились. До 2004 года включительно КнААПО передало заказчику 73 самолета типа Су-30МКК. К этому времени была создана улучшенная версия коммерческого истребителя – Су-30МК2. В том же 2004 году для китайских ВВС построили 24 машины этой модели. С тех пор Китай не приобретал истребители семейства Су-30. Главной причиной этого стало желание зарубежной страны сосредоточить усилия на собственной авиационной промышленности.

Малайзийский и алжирский варианты

Еще одной важной версией самолета Су-30 стала модификация «МКМ», созданная по заказу ВВС Малайзии. Контракт на создание и производство подобных истребителей был подписан в 2003 году. Едва ли не решающим фактором, поспособствовавшим появлению этого контракта, стала открытая архитектура комплекса авионики, позволившая заказчику выбрать желаемые компоненты. Таким образом, Су-30МКМ фактически представлял собой самолет версии «МКИ» с некоторыми другими бортовыми устройствами.

Согласно договору 2003 года, на разработку полноценного проекта и последующие испытания опытной техники отводилось несколько лет. В 2007 малайзийские ВВС получили первые заказанные машины. Последняя партия была передана в 2009-м. В общей сложности было поставлено 18 истребителей.

В середине прошлого десятилетия, уже после выполнения части работ по Су-30МКМ появился контракт на поставку самолетов Алжиру. Эта страна пожелала приобрести 28 истребителей в особой комплектации с обозначением Су-30МКА. Алжирское техническое задание позволяло обеспечить высочайшую степень унификации с существующими модификациями «МКИ» и «МКМ», что дало определенные преимущества. Так, компании «Сухой» удалось обойтись без полноценных и длительных испытаний.


Схема модернизированного Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Имеющиеся возможности использовали в полной мере: первая партия серийных Су-30МКА была передана заказчику уже в 2007 году. Примерно за два года был выполнен весь контракт. Алжирские ВВС не просто остались довольны покупкой, но и подписали еще один контракт. В итоге на данный момент в армии Алжира имеется 56 истребителей Су-30МКА.

Вариант «МК2» и его производные

Первые экспортные модификации истребителя Су-30 базировались на проекте с литерами «МК». Именно в этом проекте были заложены все основные идеи, позволившие выполнить требования нескольких зарубежных заказчиков и получить выгодные контракты. Тем не менее, со временем Су-30МК стал устаревать, и его экспортный потенциал в некоторой мере сократился. В конце девяностых годов стартовала разработка новой версии этой машины, так же предназначенной для поставок зарубежным странам.

В 2002 году в воздух впервые поднялся опытный самолет Су-30МК2. От предшественника он отличался более мощной силовой установкой, современным радиоэлектронным оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения. При этом были сохранены все основные преимущества базового «МК», в первую очередь, открытая архитектура авионики. Достаточно быстро обновленный самолет заинтересовал заказчиков и пошел в серию.


Номенклатура вооружений Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Первым покупателем Су-30МК2 стал Китай, к тому времени уже имевший крупный парк Су-30МКК. В 2004 году китайские ВВС получили 24 самолета этого типа. Позже такую технику приобрели Индонезия и Уганда. Все эти страны пожелали получить самолеты в исходной комплектации, без каких-либо серьезных доработок.

Также Су-30МК2 отправились служить в Венесуэлу и Вьетнам, но в этот раз речь шла о специальных модификациях. Оба этих заказчика пожелали внести коррективы в состав бортового оснащения в связи с теми или иными причинами. Любопытно, что обе новые модификации имеют индекс Су-30МК2В. Во избежание путаницы приходится указывать, какая именно страна имеется в виду. Кроме того, венесуэльский вариант Су-30 иногда обозначают как «МК2V».

Самолеты для своих нужд

По целому ряду известных причин, до определенного времени самолеты Су-30 строились только по заказу зарубежных стран. Российские военно-воздушные силы могли приобрести такую технику, но в течение долгих лет не пользовались этой возможностью. Ситуация изменилась не так уж давно. В 2010 году состоялся первый полет истребителя Су-30М2, созданного на базе экспортного «МК2». В 2012-м в воздух подняли опытный Су-30СМ («серийный модернизированный»). Вскоре появились контракты на поставку такой техники.

За последние несколько лет министерство обороны России подписало целый ряд договоров на поставку многофункциональных истребителей линейки Су-30. К настоящему времени российские вооруженные силы располагают одним из крупнейших в мире парков такой техники. Имеется более сотни Су-30СМ и два десятка Су-30М2. Большая часть этих самолетов служит в составе воздушно-космических сил. Существенное количество машин было передано морской авиации.


Су-30МК2В из состава ВВС Венесуэлы. Фото Wikimedia Commons

С определенного времени «российскими» модификациями Су-30 стали интересоваться страны ближнего зарубежья. В начале 2015 года появилась информация о контракте на поставку Су-30СМ ВВС Казахстана. Через несколько месяцев на параде показали четыре первых самолета. В 2016 и 2017 годах были переданы еще две пары самолетов. При этом все существующие контракты предусматривают поставку трех десятков машин. Поставки будут осуществляться до начала следующего десятилетия.

В середине 2017 года стало известно о будущей поставке Су-30СМ белорусской армии. Сообщалось о желании Минска купить 12 таких машин общей стоимостью около 600 млн долларов США. На строительство и передачу техники выделялось около трех лет.

Успехи и их причины

К настоящему времени российская авиационная промышленность – как самостоятельно, так и при участии зарубежных предприятий – построила более 630 самолетов семейства Су-30 всех существующих модификаций. При этом в российской армии служит менее пятой части от всех построенных самолетов. Таким образом, свыше 80% серийных Су-30 всех версий было построено для третьих стран. Учитывая количество и долю экспортных машин, можно говорить о настоящем коммерческом успехе.


Су-30СМ в цеху завода-изготовителя. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

Самолеты Су-30 разных версий эксплуатируются в дюжине стран, и список их владельцев может пополниться в любое время. При этом количественные показатели парков разных стран заметным образом отличаются. Численность меняется от 250 единиц в ВВС Индии до 6-8 в Уганде, Анголе или Казахстане. Это показывает, что современные российские истребители представляют большой интерес для стран с разными желаниями и финансовыми возможностями.

Доступная информация позволяет понять, почему Су-30 пользуется большой популярностью на международном рынке. Едва ли не основной причиной этого является выгодное соотношение стоимости и возможностей. Самолеты Су-30 современных модификаций стоят около 50 млн долларов США, и за эти деньги заказчик получает целый ряд важнейших особенностей. Покупатель может выбрать наиболее подходящую ему модификацию самолета, а кроме того, самостоятельно подобрать желаемый состав бортового оборудования. Далеко не все производители современных истребителей готовы идти на такое сотрудничество с клиентами.

Су-30МК стал первым в мире экспортным истребителем, имеющим управление вектором тяги. В сочетании с другими летно-техническими характеристиками это обеспечивает серьезные преимущества перед конкурентами. Номенклатура боеприпасов включает разнообразное оружие всех основных классов, что позволяет решать широкий круг боевых задач. При этом боевая нагрузка достигает 8 т, что понятным образом расширяет возможности самолета.

С точки зрения истории российского авиастроения Су-30 выглядит смелым экспериментом по совмещению большого опыта и совершенно новых идей. Результатом этого стало появление весьма удачного образца техники, пригодного для эксплуатации в своих ВВС и для экспортных поставок. К настоящему времени было построено более 630 самолетов семейства Су-30, причем подавляющее их большинство было заказано зарубежными странами. Этот факт наглядно доказывает правильность примененного подхода, а также демонстрирует реальный потенциал всего семейства проектов.

Читайте также: 

КАПРОНИ-КАМПИНИ N.1: ВТОРОЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЁТ В ИСТОРИИ

СУ-2: САМОЛЕТ, НЕЗАМЕТНЫЙ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ СЛОВА (ЧАСТЬ 1)

БОМБАРДИРОВЩИКИ АНТОНОВА

FFA Р-16: ОПЫТНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ШВЕЙЦАРСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

NASA AD-1: САМОЛЁТ С ПОВОРОТНЫМ КРЫЛОМ

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

[~DETAIL_TEXT] =>

Су-30СМ российских ВКС в полете. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени многочисленные заказчики в лице военно-воздушных сил зарубежных государств успели получить порядка 500 многофункциональных истребителей семейства Су-30 в разных модификациях. В ближайшее время ожидается появление новых контрактов на строительство такой техники, что приведет к понятным последствиям. Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка?

Первые истребители Су-30 модификации «К» отправились зарубежному заказчику около 20 лет назад. Они создавались в рамках сотрудничества с Индией и изначально соответствовали требованиям заказчика. В ходе создания проекта Су-30К был создан самый серьезный задел, при помощи которого в дальнейшем удалось разработать множество новых модификаций техники, наиболее полно соответствующих пожеланиям новых покупателей. Таким образом, основания для нынешних успехов линейки Су-30 появились еще в середине девяностых годов.

По заказу Индии

Первый шаг к экспортному успеху был сделан в 1994 году, когда военно-воздушные силы Индии проявили интерес к российским истребителям семейства Су-27. При этом потенциальный заказчик не пожелал закупать технику существующей модели и представил собственные требования к желаемому многофункциональному истребителю. В соответствии с таким заданием в 1995 году компания «Сухой» начала проектирование новой версии имеющегося самолета.

В конце ноября 1996 года Россия и Индия подписали контракт о проведении необходимых конструкторских работ и дальнейшую поставку готовой техники. ВВС Индии желали получить 8 самолетов типа Су-30К и 32 Су-30МКИ. В дальнейшем предполагалось наладить производство авиационной техники на одном из индийских предприятий.

Су-30К создавался в качестве доработанной версии учебно-боевого Су-27УБ и имел некоторые отличия. Широкое использование готовых изделий позволило сократить сроки разработки. Благодаря этому первые заказанные самолеты были переданы Индии уже в 1997 году. В конце десятилетия индийские ВВС приступили к эксплуатации всех заказанных Су-30К. В это же время продолжалась разработка более совершенного истребителя Су-30МКИ.


Истребитель Су-30МКИ. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

В рамках проекта с литерами «МКИ» («Модернизированный коммерческий, индийский») российским конструкторам предстояло решить несколько специфических задач в сфере техники и подходов. К примеру, для получения желаемой доли рынка следовало отказаться от традиционного подхода, предусматривающего создание экспортной версии как ухудшенного варианта «своей» машины. Кроме того, пришлось вести опытно-конструкторские работы при прямом участии заказчика. Наконец, имеющиеся соглашения подразумевали постепенную модернизацию техники с планомерным достижением желаемых результатов, для чего требовалась новая архитектура бортового оборудования.

Российские авиаконструкторы ранее не сталкивались с такими задачами, но все же справились с их решением. Следует отметить, что именно это фактически предопределило дальнейшую судьбу всего семейства Су-30. Новые модификации истребителя создавались с использованием задела по Су-30МКИ и с применением характерных особенностей этого проекта.

Одним из самых серьезных нововведений проекта Су-30МКИ стало широкое применение авионики зарубежного производства, которую желал получить заказчик. В готовом самолете используются радиоэлектронные компоненты от 14 производителей из 6 стран мира. Для обеспечения совместимости всех этих приборов была разработана новая для нашей страны система с открытой архитектурой. Впоследствии она позволила сравнительно быстро и просто осуществлять модернизацию самолетов. Важнейшей особенностью Су-30МКИ и других самолетов семейства стало наличие системы управления вектором тяги. Кроме того, впервые в мире экспортный самолет получил радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Испытания опытных самолетов типа Су-30МКИ были проведены на рубеже девяностых и двухтысячных годов. В 2002-м заказчик получил первую партию из 10 таких машин. В следующем году – еще 12. Строительство этой техники осуществлялось в Иркутске. К этому времени уже существовал и реализовывался контракт о запуске сборки авиационной техники силами индийской промышленности. Согласно этому соглашению, Россия должна была передать Индии 140 сборочных комплектов. В дальнейшем появлялись новые договоры на поставку готовых самолетов и комплектов агрегатов.


Су-30МКМ для Малайзии. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени военно-воздушные силы Индии располагают весьма крупным парком истребителей Су-30МКИ. В общей сложности в частях имеется порядка 250 самолетов. При этом достаточно активная эксплуатация техники приводит к известным негативным последствиям. Так, с 2009 по 2017 годы индийские военные потеряли семь истребителей.

Китайский контракт

Через несколько лет после контракта с Индией появилось схожее соглашение на поставку авиационной техники в ВВС Китая. В 1997 году на «Сухом» стартовали проектные работы по самолету с обозначением Су-30МКК – «Модернизированный коммерческий, китайский». Во второй раз был использован подход к проектированию, предусматривающий большое внимание к требованиям заказчика. В частности, для наилучшего соответствия техническому заданию Су-30МКК создавался на базе самолетов Су-27М и Су-27СК.

В самом конце десятилетия были построены и испытаны опытные истребители. По ряду причин, сборку этой техники доверили Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению. После завершения всех необходимых проверок было развернуто серийное производство в интересах заказчика. В самом конце 2000 года Китай получил первую партию из 10 самолетов Су-30МКК.


Алжирский Су-30МКА. Фото Wikimedia Commons

После этого производство и поставки продолжились. До 2004 года включительно КнААПО передало заказчику 73 самолета типа Су-30МКК. К этому времени была создана улучшенная версия коммерческого истребителя – Су-30МК2. В том же 2004 году для китайских ВВС построили 24 машины этой модели. С тех пор Китай не приобретал истребители семейства Су-30. Главной причиной этого стало желание зарубежной страны сосредоточить усилия на собственной авиационной промышленности.

Малайзийский и алжирский варианты

Еще одной важной версией самолета Су-30 стала модификация «МКМ», созданная по заказу ВВС Малайзии. Контракт на создание и производство подобных истребителей был подписан в 2003 году. Едва ли не решающим фактором, поспособствовавшим появлению этого контракта, стала открытая архитектура комплекса авионики, позволившая заказчику выбрать желаемые компоненты. Таким образом, Су-30МКМ фактически представлял собой самолет версии «МКИ» с некоторыми другими бортовыми устройствами.

Согласно договору 2003 года, на разработку полноценного проекта и последующие испытания опытной техники отводилось несколько лет. В 2007 малайзийские ВВС получили первые заказанные машины. Последняя партия была передана в 2009-м. В общей сложности было поставлено 18 истребителей.

В середине прошлого десятилетия, уже после выполнения части работ по Су-30МКМ появился контракт на поставку самолетов Алжиру. Эта страна пожелала приобрести 28 истребителей в особой комплектации с обозначением Су-30МКА. Алжирское техническое задание позволяло обеспечить высочайшую степень унификации с существующими модификациями «МКИ» и «МКМ», что дало определенные преимущества. Так, компании «Сухой» удалось обойтись без полноценных и длительных испытаний.


Схема модернизированного Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Имеющиеся возможности использовали в полной мере: первая партия серийных Су-30МКА была передана заказчику уже в 2007 году. Примерно за два года был выполнен весь контракт. Алжирские ВВС не просто остались довольны покупкой, но и подписали еще один контракт. В итоге на данный момент в армии Алжира имеется 56 истребителей Су-30МКА.

Вариант «МК2» и его производные

Первые экспортные модификации истребителя Су-30 базировались на проекте с литерами «МК». Именно в этом проекте были заложены все основные идеи, позволившие выполнить требования нескольких зарубежных заказчиков и получить выгодные контракты. Тем не менее, со временем Су-30МК стал устаревать, и его экспортный потенциал в некоторой мере сократился. В конце девяностых годов стартовала разработка новой версии этой машины, так же предназначенной для поставок зарубежным странам.

В 2002 году в воздух впервые поднялся опытный самолет Су-30МК2. От предшественника он отличался более мощной силовой установкой, современным радиоэлектронным оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения. При этом были сохранены все основные преимущества базового «МК», в первую очередь, открытая архитектура авионики. Достаточно быстро обновленный самолет заинтересовал заказчиков и пошел в серию.


Номенклатура вооружений Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Первым покупателем Су-30МК2 стал Китай, к тому времени уже имевший крупный парк Су-30МКК. В 2004 году китайские ВВС получили 24 самолета этого типа. Позже такую технику приобрели Индонезия и Уганда. Все эти страны пожелали получить самолеты в исходной комплектации, без каких-либо серьезных доработок.

Также Су-30МК2 отправились служить в Венесуэлу и Вьетнам, но в этот раз речь шла о специальных модификациях. Оба этих заказчика пожелали внести коррективы в состав бортового оснащения в связи с теми или иными причинами. Любопытно, что обе новые модификации имеют индекс Су-30МК2В. Во избежание путаницы приходится указывать, какая именно страна имеется в виду. Кроме того, венесуэльский вариант Су-30 иногда обозначают как «МК2V».

Самолеты для своих нужд

По целому ряду известных причин, до определенного времени самолеты Су-30 строились только по заказу зарубежных стран. Российские военно-воздушные силы могли приобрести такую технику, но в течение долгих лет не пользовались этой возможностью. Ситуация изменилась не так уж давно. В 2010 году состоялся первый полет истребителя Су-30М2, созданного на базе экспортного «МК2». В 2012-м в воздух подняли опытный Су-30СМ («серийный модернизированный»). Вскоре появились контракты на поставку такой техники.

За последние несколько лет министерство обороны России подписало целый ряд договоров на поставку многофункциональных истребителей линейки Су-30. К настоящему времени российские вооруженные силы располагают одним из крупнейших в мире парков такой техники. Имеется более сотни Су-30СМ и два десятка Су-30М2. Большая часть этих самолетов служит в составе воздушно-космических сил. Существенное количество машин было передано морской авиации.


Су-30МК2В из состава ВВС Венесуэлы. Фото Wikimedia Commons

С определенного времени «российскими» модификациями Су-30 стали интересоваться страны ближнего зарубежья. В начале 2015 года появилась информация о контракте на поставку Су-30СМ ВВС Казахстана. Через несколько месяцев на параде показали четыре первых самолета. В 2016 и 2017 годах были переданы еще две пары самолетов. При этом все существующие контракты предусматривают поставку трех десятков машин. Поставки будут осуществляться до начала следующего десятилетия.

В середине 2017 года стало известно о будущей поставке Су-30СМ белорусской армии. Сообщалось о желании Минска купить 12 таких машин общей стоимостью около 600 млн долларов США. На строительство и передачу техники выделялось около трех лет.

Успехи и их причины

К настоящему времени российская авиационная промышленность – как самостоятельно, так и при участии зарубежных предприятий – построила более 630 самолетов семейства Су-30 всех существующих модификаций. При этом в российской армии служит менее пятой части от всех построенных самолетов. Таким образом, свыше 80% серийных Су-30 всех версий было построено для третьих стран. Учитывая количество и долю экспортных машин, можно говорить о настоящем коммерческом успехе.


Су-30СМ в цеху завода-изготовителя. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

Самолеты Су-30 разных версий эксплуатируются в дюжине стран, и список их владельцев может пополниться в любое время. При этом количественные показатели парков разных стран заметным образом отличаются. Численность меняется от 250 единиц в ВВС Индии до 6-8 в Уганде, Анголе или Казахстане. Это показывает, что современные российские истребители представляют большой интерес для стран с разными желаниями и финансовыми возможностями.

Доступная информация позволяет понять, почему Су-30 пользуется большой популярностью на международном рынке. Едва ли не основной причиной этого является выгодное соотношение стоимости и возможностей. Самолеты Су-30 современных модификаций стоят около 50 млн долларов США, и за эти деньги заказчик получает целый ряд важнейших особенностей. Покупатель может выбрать наиболее подходящую ему модификацию самолета, а кроме того, самостоятельно подобрать желаемый состав бортового оборудования. Далеко не все производители современных истребителей готовы идти на такое сотрудничество с клиентами.

Су-30МК стал первым в мире экспортным истребителем, имеющим управление вектором тяги. В сочетании с другими летно-техническими характеристиками это обеспечивает серьезные преимущества перед конкурентами. Номенклатура боеприпасов включает разнообразное оружие всех основных классов, что позволяет решать широкий круг боевых задач. При этом боевая нагрузка достигает 8 т, что понятным образом расширяет возможности самолета.

С точки зрения истории российского авиастроения Су-30 выглядит смелым экспериментом по совмещению большого опыта и совершенно новых идей. Результатом этого стало появление весьма удачного образца техники, пригодного для эксплуатации в своих ВВС и для экспортных поставок. К настоящему времени было построено более 630 самолетов семейства Су-30, причем подавляющее их большинство было заказано зарубежными странами. Этот факт наглядно доказывает правильность примененного подхода, а также демонстрирует реальный потенциал всего семейства проектов.

Читайте также: 

КАПРОНИ-КАМПИНИ N.1: ВТОРОЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЁТ В ИСТОРИИ

СУ-2: САМОЛЕТ, НЕЗАМЕТНЫЙ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ СЛОВА (ЧАСТЬ 1)

БОМБАРДИРОВЩИКИ АНТОНОВА

FFA Р-16: ОПЫТНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ШВЕЙЦАРСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

NASA AD-1: САМОЛЁТ С ПОВОРОТНЫМ КРЫЛОМ

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка? [~PREVIEW_TEXT] => Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка? [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 14.09.2018 08:44:19 [~TIMESTAMP_X] => 14.09.2018 08:44:19 [ACTIVE_FROM] => 14.09.2018 [~ACTIVE_FROM] => 14.09.2018 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/94658/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/94658/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => su_30_v_serii_i_na_mezhdunarodnom_rynke [~CODE] => su_30_v_serii_i_na_mezhdunarodnom_rynke [EXTERNAL_ID] => 94658 [~EXTERNAL_ID] => 94658 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 14.09.2018 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [SECTION_META_KEYWORDS] => су-30 в серии и на международном рынке [SECTION_META_DESCRIPTION] => Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка? [SECTION_PAGE_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_META_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_META_KEYWORDS] => су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка? [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Су-30 в серии и на международном рынке [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Су-30 в серии и на международном рынке [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Су-30 в серии и на международном рынке [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Су-30 в серии и на международном рынке ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Авиастроение, Самолеты ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => b8af53374710a1ee4792b8c239510fee [~TMP_ID] => b8af53374710a1ee4792b8c239510fee [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 104 [~ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 5 [~SORT] => 5 [NAME] => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 104 [~XML_ID] => 104 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/104/ )
Поделиться:
Су-30 в серии и на международном рынке
14.09.2018

Су-30СМ российских ВКС в полете. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени многочисленные заказчики в лице военно-воздушных сил зарубежных государств успели получить порядка 500 многофункциональных истребителей семейства Су-30 в разных модификациях. В ближайшее время ожидается появление новых контрактов на строительство такой техники, что приведет к понятным последствиям. Су-30 и его многочисленные модификации уже стал одним из самых успешных образцов своего класса на международном рынке. Какие факторы привели к наблюдаемому коммерческому успеху российского истребителя, и как он отвоевывал свою долю рынка?

Первые истребители Су-30 модификации «К» отправились зарубежному заказчику около 20 лет назад. Они создавались в рамках сотрудничества с Индией и изначально соответствовали требованиям заказчика. В ходе создания проекта Су-30К был создан самый серьезный задел, при помощи которого в дальнейшем удалось разработать множество новых модификаций техники, наиболее полно соответствующих пожеланиям новых покупателей. Таким образом, основания для нынешних успехов линейки Су-30 появились еще в середине девяностых годов.

По заказу Индии

Первый шаг к экспортному успеху был сделан в 1994 году, когда военно-воздушные силы Индии проявили интерес к российским истребителям семейства Су-27. При этом потенциальный заказчик не пожелал закупать технику существующей модели и представил собственные требования к желаемому многофункциональному истребителю. В соответствии с таким заданием в 1995 году компания «Сухой» начала проектирование новой версии имеющегося самолета.

В конце ноября 1996 года Россия и Индия подписали контракт о проведении необходимых конструкторских работ и дальнейшую поставку готовой техники. ВВС Индии желали получить 8 самолетов типа Су-30К и 32 Су-30МКИ. В дальнейшем предполагалось наладить производство авиационной техники на одном из индийских предприятий.

Су-30К создавался в качестве доработанной версии учебно-боевого Су-27УБ и имел некоторые отличия. Широкое использование готовых изделий позволило сократить сроки разработки. Благодаря этому первые заказанные самолеты были переданы Индии уже в 1997 году. В конце десятилетия индийские ВВС приступили к эксплуатации всех заказанных Су-30К. В это же время продолжалась разработка более совершенного истребителя Су-30МКИ.


Истребитель Су-30МКИ. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

В рамках проекта с литерами «МКИ» («Модернизированный коммерческий, индийский») российским конструкторам предстояло решить несколько специфических задач в сфере техники и подходов. К примеру, для получения желаемой доли рынка следовало отказаться от традиционного подхода, предусматривающего создание экспортной версии как ухудшенного варианта «своей» машины. Кроме того, пришлось вести опытно-конструкторские работы при прямом участии заказчика. Наконец, имеющиеся соглашения подразумевали постепенную модернизацию техники с планомерным достижением желаемых результатов, для чего требовалась новая архитектура бортового оборудования.

Российские авиаконструкторы ранее не сталкивались с такими задачами, но все же справились с их решением. Следует отметить, что именно это фактически предопределило дальнейшую судьбу всего семейства Су-30. Новые модификации истребителя создавались с использованием задела по Су-30МКИ и с применением характерных особенностей этого проекта.

Одним из самых серьезных нововведений проекта Су-30МКИ стало широкое применение авионики зарубежного производства, которую желал получить заказчик. В готовом самолете используются радиоэлектронные компоненты от 14 производителей из 6 стран мира. Для обеспечения совместимости всех этих приборов была разработана новая для нашей страны система с открытой архитектурой. Впоследствии она позволила сравнительно быстро и просто осуществлять модернизацию самолетов. Важнейшей особенностью Су-30МКИ и других самолетов семейства стало наличие системы управления вектором тяги. Кроме того, впервые в мире экспортный самолет получил радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Испытания опытных самолетов типа Су-30МКИ были проведены на рубеже девяностых и двухтысячных годов. В 2002-м заказчик получил первую партию из 10 таких машин. В следующем году – еще 12. Строительство этой техники осуществлялось в Иркутске. К этому времени уже существовал и реализовывался контракт о запуске сборки авиационной техники силами индийской промышленности. Согласно этому соглашению, Россия должна была передать Индии 140 сборочных комплектов. В дальнейшем появлялись новые договоры на поставку готовых самолетов и комплектов агрегатов.


Су-30МКМ для Малайзии. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

К настоящему времени военно-воздушные силы Индии располагают весьма крупным парком истребителей Су-30МКИ. В общей сложности в частях имеется порядка 250 самолетов. При этом достаточно активная эксплуатация техники приводит к известным негативным последствиям. Так, с 2009 по 2017 годы индийские военные потеряли семь истребителей.

Китайский контракт

Через несколько лет после контракта с Индией появилось схожее соглашение на поставку авиационной техники в ВВС Китая. В 1997 году на «Сухом» стартовали проектные работы по самолету с обозначением Су-30МКК – «Модернизированный коммерческий, китайский». Во второй раз был использован подход к проектированию, предусматривающий большое внимание к требованиям заказчика. В частности, для наилучшего соответствия техническому заданию Су-30МКК создавался на базе самолетов Су-27М и Су-27СК.

В самом конце десятилетия были построены и испытаны опытные истребители. По ряду причин, сборку этой техники доверили Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению. После завершения всех необходимых проверок было развернуто серийное производство в интересах заказчика. В самом конце 2000 года Китай получил первую партию из 10 самолетов Су-30МКК.


Алжирский Су-30МКА. Фото Wikimedia Commons

После этого производство и поставки продолжились. До 2004 года включительно КнААПО передало заказчику 73 самолета типа Су-30МКК. К этому времени была создана улучшенная версия коммерческого истребителя – Су-30МК2. В том же 2004 году для китайских ВВС построили 24 машины этой модели. С тех пор Китай не приобретал истребители семейства Су-30. Главной причиной этого стало желание зарубежной страны сосредоточить усилия на собственной авиационной промышленности.

Малайзийский и алжирский варианты

Еще одной важной версией самолета Су-30 стала модификация «МКМ», созданная по заказу ВВС Малайзии. Контракт на создание и производство подобных истребителей был подписан в 2003 году. Едва ли не решающим фактором, поспособствовавшим появлению этого контракта, стала открытая архитектура комплекса авионики, позволившая заказчику выбрать желаемые компоненты. Таким образом, Су-30МКМ фактически представлял собой самолет версии «МКИ» с некоторыми другими бортовыми устройствами.

Согласно договору 2003 года, на разработку полноценного проекта и последующие испытания опытной техники отводилось несколько лет. В 2007 малайзийские ВВС получили первые заказанные машины. Последняя партия была передана в 2009-м. В общей сложности было поставлено 18 истребителей.

В середине прошлого десятилетия, уже после выполнения части работ по Су-30МКМ появился контракт на поставку самолетов Алжиру. Эта страна пожелала приобрести 28 истребителей в особой комплектации с обозначением Су-30МКА. Алжирское техническое задание позволяло обеспечить высочайшую степень унификации с существующими модификациями «МКИ» и «МКМ», что дало определенные преимущества. Так, компании «Сухой» удалось обойтись без полноценных и длительных испытаний.


Схема модернизированного Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Имеющиеся возможности использовали в полной мере: первая партия серийных Су-30МКА была передана заказчику уже в 2007 году. Примерно за два года был выполнен весь контракт. Алжирские ВВС не просто остались довольны покупкой, но и подписали еще один контракт. В итоге на данный момент в армии Алжира имеется 56 истребителей Су-30МКА.

Вариант «МК2» и его производные

Первые экспортные модификации истребителя Су-30 базировались на проекте с литерами «МК». Именно в этом проекте были заложены все основные идеи, позволившие выполнить требования нескольких зарубежных заказчиков и получить выгодные контракты. Тем не менее, со временем Су-30МК стал устаревать, и его экспортный потенциал в некоторой мере сократился. В конце девяностых годов стартовала разработка новой версии этой машины, так же предназначенной для поставок зарубежным странам.

В 2002 году в воздух впервые поднялся опытный самолет Су-30МК2. От предшественника он отличался более мощной силовой установкой, современным радиоэлектронным оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения. При этом были сохранены все основные преимущества базового «МК», в первую очередь, открытая архитектура авионики. Достаточно быстро обновленный самолет заинтересовал заказчиков и пошел в серию.


Номенклатура вооружений Су-30МК2. Рисунок КнААЗ / knaapo.ru

Первым покупателем Су-30МК2 стал Китай, к тому времени уже имевший крупный парк Су-30МКК. В 2004 году китайские ВВС получили 24 самолета этого типа. Позже такую технику приобрели Индонезия и Уганда. Все эти страны пожелали получить самолеты в исходной комплектации, без каких-либо серьезных доработок.

Также Су-30МК2 отправились служить в Венесуэлу и Вьетнам, но в этот раз речь шла о специальных модификациях. Оба этих заказчика пожелали внести коррективы в состав бортового оснащения в связи с теми или иными причинами. Любопытно, что обе новые модификации имеют индекс Су-30МК2В. Во избежание путаницы приходится указывать, какая именно страна имеется в виду. Кроме того, венесуэльский вариант Су-30 иногда обозначают как «МК2V».

Самолеты для своих нужд

По целому ряду известных причин, до определенного времени самолеты Су-30 строились только по заказу зарубежных стран. Российские военно-воздушные силы могли приобрести такую технику, но в течение долгих лет не пользовались этой возможностью. Ситуация изменилась не так уж давно. В 2010 году состоялся первый полет истребителя Су-30М2, созданного на базе экспортного «МК2». В 2012-м в воздух подняли опытный Су-30СМ («серийный модернизированный»). Вскоре появились контракты на поставку такой техники.

За последние несколько лет министерство обороны России подписало целый ряд договоров на поставку многофункциональных истребителей линейки Су-30. К настоящему времени российские вооруженные силы располагают одним из крупнейших в мире парков такой техники. Имеется более сотни Су-30СМ и два десятка Су-30М2. Большая часть этих самолетов служит в составе воздушно-космических сил. Существенное количество машин было передано морской авиации.


Су-30МК2В из состава ВВС Венесуэлы. Фото Wikimedia Commons

С определенного времени «российскими» модификациями Су-30 стали интересоваться страны ближнего зарубежья. В начале 2015 года появилась информация о контракте на поставку Су-30СМ ВВС Казахстана. Через несколько месяцев на параде показали четыре первых самолета. В 2016 и 2017 годах были переданы еще две пары самолетов. При этом все существующие контракты предусматривают поставку трех десятков машин. Поставки будут осуществляться до начала следующего десятилетия.

В середине 2017 года стало известно о будущей поставке Су-30СМ белорусской армии. Сообщалось о желании Минска купить 12 таких машин общей стоимостью около 600 млн долларов США. На строительство и передачу техники выделялось около трех лет.

Успехи и их причины

К настоящему времени российская авиационная промышленность – как самостоятельно, так и при участии зарубежных предприятий – построила более 630 самолетов семейства Су-30 всех существующих модификаций. При этом в российской армии служит менее пятой части от всех построенных самолетов. Таким образом, свыше 80% серийных Су-30 всех версий было построено для третьих стран. Учитывая количество и долю экспортных машин, можно говорить о настоящем коммерческом успехе.


Су-30СМ в цеху завода-изготовителя. Фото НПК "Иркут" / irkut.com

Самолеты Су-30 разных версий эксплуатируются в дюжине стран, и список их владельцев может пополниться в любое время. При этом количественные показатели парков разных стран заметным образом отличаются. Численность меняется от 250 единиц в ВВС Индии до 6-8 в Уганде, Анголе или Казахстане. Это показывает, что современные российские истребители представляют большой интерес для стран с разными желаниями и финансовыми возможностями.

Доступная информация позволяет понять, почему Су-30 пользуется большой популярностью на международном рынке. Едва ли не основной причиной этого является выгодное соотношение стоимости и возможностей. Самолеты Су-30 современных модификаций стоят около 50 млн долларов США, и за эти деньги заказчик получает целый ряд важнейших особенностей. Покупатель может выбрать наиболее подходящую ему модификацию самолета, а кроме того, самостоятельно подобрать желаемый состав бортового оборудования. Далеко не все производители современных истребителей готовы идти на такое сотрудничество с клиентами.

Су-30МК стал первым в мире экспортным истребителем, имеющим управление вектором тяги. В сочетании с другими летно-техническими характеристиками это обеспечивает серьезные преимущества перед конкурентами. Номенклатура боеприпасов включает разнообразное оружие всех основных классов, что позволяет решать широкий круг боевых задач. При этом боевая нагрузка достигает 8 т, что понятным образом расширяет возможности самолета.

С точки зрения истории российского авиастроения Су-30 выглядит смелым экспериментом по совмещению большого опыта и совершенно новых идей. Результатом этого стало появление весьма удачного образца техники, пригодного для эксплуатации в своих ВВС и для экспортных поставок. К настоящему времени было построено более 630 самолетов семейства Су-30, причем подавляющее их большинство было заказано зарубежными странами. Этот факт наглядно доказывает правильность примененного подхода, а также демонстрирует реальный потенциал всего семейства проектов.

Читайте также: 

КАПРОНИ-КАМПИНИ N.1: ВТОРОЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЁТ В ИСТОРИИ

СУ-2: САМОЛЕТ, НЕЗАМЕТНЫЙ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ СЛОВА (ЧАСТЬ 1)

БОМБАРДИРОВЩИКИ АНТОНОВА

FFA Р-16: ОПЫТНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ШВЕЙЦАРСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

NASA AD-1: САМОЛЁТ С ПОВОРОТНЫМ КРЫЛОМ

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Советуем подписаться на наши страницы в социальных сетях: Facebook | Вконтакте | Twitter | Google+  | Одноклассники

Рейтинг статьи:
0
0
Просмотров: 147
Комментарии

Оставить отзыв


Поделиться: