Меню:

Если Вы не нашли нужного товара или информации, обращайтесь по номерам телефонов:

8 (495) 633-26-04

или закажите обратный звонок:

Цены на сырье
Нефть 18/01
Алюминий 18/01
Никель 18/01
Цены на драгметаллы
Золото 16/01 +0.4% 4383.49
Серебро 16/01 -0.68% 59.7
Платина 16/01 -1.6% 2589.17
Палладий 16/01 -0.05% 5655.97
Курсы России Сегодня +/- Завтра
USD 73.5453 +0.4282 73.9735
EUR 89.2546 +0.0758 89.3304
1181.2 1181.5
16.24 16.27
1002.0 1012.0
683.3 686.3
1477.0
10442.0
5190.0 5195.0
47.39
43.79 43.82
Данные на 16:56 мск

Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших

Печатная версия сайтаРаспечатать
Array
(
    [0] => 
    [1] => news
    [2] => 104
    [3] => 112842
    [4] => 
)
Array
(
    [TAGS] => Судостроение, Корабли
    [~TAGS] => Судостроение, Корабли
    [ID] => 112842
    [~ID] => 112842
    [NAME] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших
    [~NAME] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [DETAIL_TEXT] => 

Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить.

В соответствии со статьей 181 указанного Договора Германии разрешалось сохранить 6 броненосцев типа «Deutschland» или «Braunschweig», 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Союзники по Антанте оставили Рейхсмарине, как теперь стали называть военный флот Германии целых 8 крейсеров. Шесть из них были легкие крейсера типа «Gazelle» постройки 1898-1903 годов («Niobe», «Nymphe», «Medusa», «Thetis», «Arcona» и «Amazone») и два крейсера типа «Bremen» («Berlin» и «Hamburg»), заложенных в 1903 году.

В общем эти корабли могли быть использованы как учебные и не более того. Все они имели водоизмещение 2700-3700 т, благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов и вооружались десятью 105-мм орудиями. Понятно, что ценность этих кораблей была минимальной. Единственным плюсом этих кораблей был срок их службы, который при наличии средств позволял в ближайшее время их заменить на новые. И как только появились средства, немцы решили все-таки построить новый крейсер. А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии. И его еще немного доработали в свете появившихся новинок.

«Кельн» при водоизмещении 5620 т оснащался двумя паровыми турбинами общей мощностью 31 000 л.с., которые разгоняли его до 29 узлов и вооружался восемью 150-мм орудиями, тремя 88-мм зенитками и четырьмя 600-мм однотрубными торпедными аппаратами. Новый крейсер получил силовую установку мощностью 45 000 л.с., торпедные аппараты заменили на более современные двухтрубные 533-мм, орудия главного калибра решили установить в двуствольных башнях по линейно-возвышенной схеме, количество труб уменьшить до двух. В итоге корабль уложили в 5600 тонн водоизмещения.

Понятно, что закладка одного современного корабля совершенно ничего не меняла и была исключительно политическим актом. Кстати, проблемы возникли и с местом постройки. Крупнейшая из прежних государственных верфей находилась в Данциге, который стал вольным городом и не являлся территорией Германии. Адмиралтейство в Киле, переименованное в Deutsche Werke, после раздела оказалось почти полностью приватизировано, и как военно-морская верфь функционировать не могла. Так что в распоряжении Рейхсмарине осталась только верфь в Вильгельмсхафене, где крейсер и заложили.

И тут начались неприятности. Корабль уже строился, когда были заключены Вашингтонский и Лондонский договоры. Германия этих документов не подписывала, но кто стал у немцев что-то там спрашивать? Их просто поставили перед фактом, что корабль должен соответствовать условиям договора, и все.

Вообще немцы все измеряли в обычных метрических тоннах, а в договорах имелись британские длинные (1,016 т) тонны. И немцам разрешили пересчитать в новых стандартах. Так водоизмещение нового крейсера упало до 5280 т, что позволило использовать свалившийся с неба запас водоизмещения с целях улучшения корабля. Но чтобы немцы не особо радовались, им запретили устанавливать спаренные орудийные установки. Дескать, тогда новый крейсер будет круче «Данай» и «Каледонов» британского флота, а это не комильфо. И вообще, немцам нельзя применять новые оружейные системы. Так что пришлось отказаться и от новых установок, и от новых орудий.

Торжественный спуск нового корабля на воду состоялся 7 января 1925 г. Имя кораблю давала Ютта фон Мюллер, вдова Карла фон Мюллера – командира знаменитого рейдера «Эмден» 1908 года постройки. Естественно, что новый корабль нарекли «Эмденом».

Крейсер стал сотым военным кораблем, построенным в Вильгельмсхафене для германского флота. Главная энергетическая установка «Эмдена» состояла из 10 стандартных военно-морских котлов – 4 угольных и 6 нефтяных. Плюс 2 швейцарских турбины Браун-Бовери. В итоге мощность силовой установки составила 46 500 л.с. На испытаниях «Эмден» выдал 29,4 узла, что было весьма прилично для того времени. Расчетная дальность плавания 6 750 миль при скорости 14 узлов. Запас топлива составляли 875 тонн угля и 859 тонн нефти.

«Эмден» стал первым немецким кораблем, у которого в силовой установке были турбозубчатые агрегаты. Так как у Германии с нефтью все было печально, было принято решение не отказываться от угольных котлов. Их заменили на нефтяные много позже, в течении одной из модернизаций. В общем, получилось довольно экономично, дальность плавания по сравнению с «Кельном» выросла наполовину, но все было довольно громоздко.

Бронирование

Основой бронирования был фирменный немецкий бронепояс толщиной 50 мм, который имел длину около 125 м и высоту 2,9 м, на 1,3 м опускаясь ниже конструктивной ватерлинии. Бронепояс прикрывал более 80% корпуса. Замыкал бронепояс траверз толщиной 40-мм. Бронепалуба. Набиралась из 20-мм бронеплит, а над артиллерийскими погребами количество плит удваивалось, получая толщину в 40-мм. Рулевой привод в корме прикрывал бронекороб толщиной 20-мм. Боевая рубка. Традиционно хорошо для всех немецких кораблей: 100-мм стенки, 20-мм крыша и пол. От нее до находящегося под броневой палубой центрального поста проходила 20-мм коммуникационная труба. Шахты подачи снарядов тоже имели толщину 20-мм. И последнее – щиты орудий были из тех же бронеплит 20-мм.

В целом – немногие корабли могли похвастаться таким бронированием. Для легкого крейсера все было весьма впечатляюще. Численность экипажа 582 человек, в том числе 26 офицеров и 556 матросов. Мореходность. Тут все непросто. Немцы, естественно, хвалили свой корабль. Британцы критиковали, в основном за низкие, «стелющиеся» силуэты. Однако, если посмотреть на количество миль, которые в процессе службы прошел «Эмден», то становится ясно, что корабль был вполне удачен.

Вооружение

Главный калибр: восемь 150-мм орудий в одноорудийных башнях. Орудия располагались так же, как на крейсерах кайзеровского флота. Два орудия (№2 возвышенно над №1) в носовой части, два – в кормовой (одно на юте, одно на кормовой надстройке), два орудия по бортам у носовой надстройки направлены в сторону носа и два орудия возле второй трубы направлены в сторону кормы. Таким образом, максимальное количество орудий, которые могли участвовать в залпе – шесть.

Попытки усовершенствовать вооружение путем установки спаренных орудийных установок предпринимались вплоть до начала войны, которое, собственно, и положило конец всем планам. Самым интересным проектом модернизации 1940 года могла стать установка четырех двухорудийных башен, которые разрабатывались для эсминцев типа «Нарвик». А зенитное вооружение усилить одним 88-мм орудием и двумя 37-мм автоматами. А пару бортовых орудий оставить для стрельбы осветительными снарядами. Однако начавшаяся война поставила крест на модернизации и до своего конца «Эмден» прослужил с одноорудийными установками. Зенитное вооружение составляли три 88-мм зенитные орудия Flak L/45 образца 1913 г.

Орудия обладали неплохой скорострельностью (до 15 выстрелов в минуту), досягаемостью по высоте 9 150 м и дальностью стрельбы 14 100 м. Начальная скорость снаряда 790 м/с. Боекомплект состоял из 1200 снарядов. Располагались зенитки на надстройке позади дымовых труб. Минно-торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных 500-мм торпедных аппаратов с боекомплектом 12 торпед. В 1934 году аппараты заменили на 533-мм.

Крейсер мог принять на борт 120 мин. Модернизации. Вообще «Эмден» стал самым модернизируемым кораблем Кригсмарине за всю недолгую историю. Модернизации были разными от чисто косметических до существенных. В 1933-1934 годах заменили 4 угольных котла на нефтяные. Тогда же заменили 500-мм торпедные аппараты на 533-мм. В 1937 году было усилено зенитное вооружение 6 автоматами 20-мм и двумя автоматами 37-мм. В 1940 году появились два счетверенных 20-мм автомата в экспериментальных установках – прототипы знаменитого «фирлинга». Их установили побортно на палубе надстройки в районе грот-мачты. Тогда же было смонтировано размагничивающее устройство MES. В 1941 году при переводе в учебный корабль с «Эмдена» сняли все автоматы, кроме четырех одноствольных 20-мм. Но учебному кораблю не требовалась такая защита. В конце 1942 года были заменены все орудия главного калибра на новые и снова установлены два 20-мм «фирлинга». Установлен радар FuMO 21. В начале 1943 года установили еще два «фирлинга» и два 20-мм одноствольных автомата. В августе 1944 года вместо 88-мм орудий установили три универсальных орудия 105-мм, два 40-мм автомата системы «Бофорс», 20 автоматов калибром 20-мм (2 х 4 и 6 х 2).

История службы

15 октября 1925 г. на «Эмдене» торжественно подняли флаг, и крейсер вступил в строй. После прохождения испытаний, в 1926 году, крейсер, приняв на борт около сотни курсантов академии, отправился в кругосветное плавание. 15 марта 1927 г. корабль прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые острова), к месту, где был потоплен ТОТ «Эмден». В 1928 году «Эсмден» совершил второе кругосветное путешествие. А всего крейсер в качестве учебного корабля совершил десять дальних плаваний, из которых 6 стали кругосветными.

Начало Второй Мировой самый старый из немецких крейсеров (к тому времени) встретил, как это ни странно, очень бодро. Одновременно с переводом корабля из ведения Учебной инспекции в Разведывательные силы пришел приказ о принятии на борт мин и постановке минных заграждений. 3 сентября «Эмден» испытал на себе удар Королевских ВВС Великобритании. 4 «Бленхейма» нанесли бомбовый удар. Бомбы легли так себе, а вот один британский самолет, ведовый флайинг-лейтенантом Эмденом (ирония судьбы!) был сбит и врезался в борт крейсера. Повреждения оказались не очень серьезными, и через неделю ремонта крейсер продолжил свою службу. Второй боевой операцией стал «Везерюбунг», то есть, оккупация Норвегии. «Эмден» действовал в том самом отряде с «Лютцовым» и «Блюхером». В итоге норвежцы потопили «Блюхера», повредили «Лютцова», а вот «Эмден», благодаря умелым действиям своего экипажа, не получил никаких повреждений.

Десант был высажен, пусть ему не удалось выполнить задачу по захвату Осло, с этим справился воздушный десант.

После захвата Осло «Эмден» снова был переведен в учебные корабли. Следующее боевое применение – участие в составе «Балтийского флота» под командованием вице-адмирала Цилиакса. «Южная группа» в составе крейсера «Эмден» и трех миноносцев (Т-7, Т-8 и Т-11) оказывала поддержку немецким войскам, захватывающим остров Эзель.

«Эмден» вступил в борьбу с советскими батареями 180-мм (№315) и 130-мм (№25а) орудий. Советские артиллеристы отогнали точной стрельбой миноносцы мористее, а на «Эмден» были брошены 4 торпедных катера Г-5. Один катер (ТКА-83) был уничтожен огнем немецких кораблей, торпеды прошли мимо. Дальше был морской анекдот на тему «Кто круче соврет».

Немцы отчитались о потоплении двух катеров, поскольку на потопление ТКА-83 претендовали артиллеристы «Эмдена» и «Лейпцига». То количество снарядов, которые израсходовали немецкие крейсера («Лейпциг – 153, «Эмден» - 178) на один торпедный катер – это был перебор по полной программе. Но и наши катерники спокойно отчитались о потоплении двух миноносцев и повреждении крейсера и миноносца! Правда, потопленные и поврежденные корабли на следующий день продолжили обстрел советских позиций вплоть до полного израсходования боекомплекта. После этого «Эмден» ушел в Готенхафен и на этом для крейсера война с СССР закончилась.

Снова у «Эмдена» началась служба в качестве учебного корабля, но в конце 1942 года снова было решено привлечь корабль к участию в боевых операциях (немцы активно теряли корабли), но поражение Кригсмарине в «Новогоднем бою» круто поменяло все планы. Хотя «Эмден» не был разобран на металл (по первоначальному плану), модернизации были отменены и крейсер остался учебным кораблем.

До сентября 1944 года «Эмден» был учебным кораблем, но в связи с ухудшением обстановки его снова перевели в корабли первой линии. На крейсер снова возложили обязанности по постановкам мин в Скагерраке. «Эмден» выставил более 300 мин. Далее крейсер перевели на север, где он сопровождал конвои в Осло-фиорде и обеспечивал ПВО. Затем крейсер снова оказался на Балтике, в Кенигсберге. На ремонте. Ремонт, правда, не был закончен, потому что к Кенигсбергу подошли советские войска. С машинами в полуразобранном состоянии, на одной турбине, с демонтированным вооружением, крейсер смог-таки уйти в Готенхафен (Гдыня), где турбину собрали, а артиллерию снова установили на места. На борт «Эмдена» было принято много различных грузов, в том числе гробы президента Веймарской Германии генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме того, на борт взошло около тысячи человек беженцев.

1 февраля 1945 года «Эмден» со скоростью 10 узлов уполз из Кенигсберга и совершил переход в Киль, на верфи «Дойче Верке», где встал на ремонт. Однако, вернуться в строй из ремонта кораблю было не суждено. 2 марта 1945 года в «Эмден» попали 4 бомбы. Бомбы были небольшого калибра, до 100 кг, потому защита выдержала, но возник пожар. 3 апреля в корабль попала бомба весом 227 кг, которая пробила палубу и взорвалась в котельном отделении, разнеся там все. В ночь с 9 на 10 апреля британские тяжелые бомбардировщики сбросили на Киль 2 634 тонны бомб. «Адмирал Шеер» перевернулся и затонул, «Адмирал Хиппер» превратился в груду металлолома. «Эмдену» разворотило корму. После осмотра корабль вывели в бухту Хайкендорф, где посадили на мель, предварительно заложив подрывные заряды в машинных и котельных отделениях. 3 мая 1945 года заряды были приведены в действие, поставив последнюю точку в судьбе корабля. Остатки корабля разобрали на металл после войны, в 1949-1950 годах.

Интересная судьба. Первый крупный корабль новой германии прожил существенно дольше чем построенные после него. Да, строительство его шло в сложных условиях, за постройкой наблюдали союзники-победители, не дававшие построить корабль в соответствии с современными возможностями. Потому «Эмден» не то что устарел на верфи, он заложен был уже несовременным. И потому лучшая для него роль на флоте – роль учебного корабля.

Тем не менее, вклад «Эмдена» в развитие флота был огромен. Новый корабль такого класса – это уверенность в том, что судостроительная отрасль Германии жива. Нашли деньги, тем самым сохранили кадры, как конструкторские, таки на производстве. Ну и то количество моряков, которое подготовил в своих походах «Эмден» - оно дало возможность укомплектовать обученным личным составом другие корабли Кригсмарине. Конечно, корабль был архаичен к началу Второй Мировой войны. Его вообще не зря назвали «последним немецким крейсером Первой Мировой». Справедливо. Да, артиллерия была на том уровне. Но тем не менее, несмотря на то, что в 1927 году «Эмден» был устаревшим кораблем, его запас прочности обеспечил долгую эксплуатацию, что повлекло за собой длительную службу в качестве учебного корабля.

Можно покритиковать немцев, которые бросились строить корабль, не сформировав военно-морской доктрины, не проанализировав итогов Первой Мировой войны. Но такое у них было время. И «Эмден» стал своего рода символом возрождения немецкого военно-морского флота. И, кстати, на фоне служивших тогда старых корыт, он смотрелся вполне пристойно. А уж подготовив столько офицеров для Кригсмарине – можно с уверенностью сказать, что «Эмден» полностью отработал каждый потраченный на его постройку пфенниг. И стал интересным примером, когда корабль в мирное время оказался намного более полезным, чем в бою.

Читайте также:

КРЕЙСЕР "ЖДАНОВ" - СОВЕТСКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА "68-БИС": ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДАТА СПУСКА НА ВОДУ, ВООРУЖЕНИЕ, БОЕВОЙ ПУТЬ

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч. 4

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч. 3

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч.2

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ"

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

[~DETAIL_TEXT] =>

Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить.

В соответствии со статьей 181 указанного Договора Германии разрешалось сохранить 6 броненосцев типа «Deutschland» или «Braunschweig», 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Союзники по Антанте оставили Рейхсмарине, как теперь стали называть военный флот Германии целых 8 крейсеров. Шесть из них были легкие крейсера типа «Gazelle» постройки 1898-1903 годов («Niobe», «Nymphe», «Medusa», «Thetis», «Arcona» и «Amazone») и два крейсера типа «Bremen» («Berlin» и «Hamburg»), заложенных в 1903 году.

В общем эти корабли могли быть использованы как учебные и не более того. Все они имели водоизмещение 2700-3700 т, благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов и вооружались десятью 105-мм орудиями. Понятно, что ценность этих кораблей была минимальной. Единственным плюсом этих кораблей был срок их службы, который при наличии средств позволял в ближайшее время их заменить на новые. И как только появились средства, немцы решили все-таки построить новый крейсер. А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии. И его еще немного доработали в свете появившихся новинок.

«Кельн» при водоизмещении 5620 т оснащался двумя паровыми турбинами общей мощностью 31 000 л.с., которые разгоняли его до 29 узлов и вооружался восемью 150-мм орудиями, тремя 88-мм зенитками и четырьмя 600-мм однотрубными торпедными аппаратами. Новый крейсер получил силовую установку мощностью 45 000 л.с., торпедные аппараты заменили на более современные двухтрубные 533-мм, орудия главного калибра решили установить в двуствольных башнях по линейно-возвышенной схеме, количество труб уменьшить до двух. В итоге корабль уложили в 5600 тонн водоизмещения.

Понятно, что закладка одного современного корабля совершенно ничего не меняла и была исключительно политическим актом. Кстати, проблемы возникли и с местом постройки. Крупнейшая из прежних государственных верфей находилась в Данциге, который стал вольным городом и не являлся территорией Германии. Адмиралтейство в Киле, переименованное в Deutsche Werke, после раздела оказалось почти полностью приватизировано, и как военно-морская верфь функционировать не могла. Так что в распоряжении Рейхсмарине осталась только верфь в Вильгельмсхафене, где крейсер и заложили.

И тут начались неприятности. Корабль уже строился, когда были заключены Вашингтонский и Лондонский договоры. Германия этих документов не подписывала, но кто стал у немцев что-то там спрашивать? Их просто поставили перед фактом, что корабль должен соответствовать условиям договора, и все.

Вообще немцы все измеряли в обычных метрических тоннах, а в договорах имелись британские длинные (1,016 т) тонны. И немцам разрешили пересчитать в новых стандартах. Так водоизмещение нового крейсера упало до 5280 т, что позволило использовать свалившийся с неба запас водоизмещения с целях улучшения корабля. Но чтобы немцы не особо радовались, им запретили устанавливать спаренные орудийные установки. Дескать, тогда новый крейсер будет круче «Данай» и «Каледонов» британского флота, а это не комильфо. И вообще, немцам нельзя применять новые оружейные системы. Так что пришлось отказаться и от новых установок, и от новых орудий.

Торжественный спуск нового корабля на воду состоялся 7 января 1925 г. Имя кораблю давала Ютта фон Мюллер, вдова Карла фон Мюллера – командира знаменитого рейдера «Эмден» 1908 года постройки. Естественно, что новый корабль нарекли «Эмденом».

Крейсер стал сотым военным кораблем, построенным в Вильгельмсхафене для германского флота. Главная энергетическая установка «Эмдена» состояла из 10 стандартных военно-морских котлов – 4 угольных и 6 нефтяных. Плюс 2 швейцарских турбины Браун-Бовери. В итоге мощность силовой установки составила 46 500 л.с. На испытаниях «Эмден» выдал 29,4 узла, что было весьма прилично для того времени. Расчетная дальность плавания 6 750 миль при скорости 14 узлов. Запас топлива составляли 875 тонн угля и 859 тонн нефти.

«Эмден» стал первым немецким кораблем, у которого в силовой установке были турбозубчатые агрегаты. Так как у Германии с нефтью все было печально, было принято решение не отказываться от угольных котлов. Их заменили на нефтяные много позже, в течении одной из модернизаций. В общем, получилось довольно экономично, дальность плавания по сравнению с «Кельном» выросла наполовину, но все было довольно громоздко.

Бронирование

Основой бронирования был фирменный немецкий бронепояс толщиной 50 мм, который имел длину около 125 м и высоту 2,9 м, на 1,3 м опускаясь ниже конструктивной ватерлинии. Бронепояс прикрывал более 80% корпуса. Замыкал бронепояс траверз толщиной 40-мм. Бронепалуба. Набиралась из 20-мм бронеплит, а над артиллерийскими погребами количество плит удваивалось, получая толщину в 40-мм. Рулевой привод в корме прикрывал бронекороб толщиной 20-мм. Боевая рубка. Традиционно хорошо для всех немецких кораблей: 100-мм стенки, 20-мм крыша и пол. От нее до находящегося под броневой палубой центрального поста проходила 20-мм коммуникационная труба. Шахты подачи снарядов тоже имели толщину 20-мм. И последнее – щиты орудий были из тех же бронеплит 20-мм.

В целом – немногие корабли могли похвастаться таким бронированием. Для легкого крейсера все было весьма впечатляюще. Численность экипажа 582 человек, в том числе 26 офицеров и 556 матросов. Мореходность. Тут все непросто. Немцы, естественно, хвалили свой корабль. Британцы критиковали, в основном за низкие, «стелющиеся» силуэты. Однако, если посмотреть на количество миль, которые в процессе службы прошел «Эмден», то становится ясно, что корабль был вполне удачен.

Вооружение

Главный калибр: восемь 150-мм орудий в одноорудийных башнях. Орудия располагались так же, как на крейсерах кайзеровского флота. Два орудия (№2 возвышенно над №1) в носовой части, два – в кормовой (одно на юте, одно на кормовой надстройке), два орудия по бортам у носовой надстройки направлены в сторону носа и два орудия возле второй трубы направлены в сторону кормы. Таким образом, максимальное количество орудий, которые могли участвовать в залпе – шесть.

Попытки усовершенствовать вооружение путем установки спаренных орудийных установок предпринимались вплоть до начала войны, которое, собственно, и положило конец всем планам. Самым интересным проектом модернизации 1940 года могла стать установка четырех двухорудийных башен, которые разрабатывались для эсминцев типа «Нарвик». А зенитное вооружение усилить одним 88-мм орудием и двумя 37-мм автоматами. А пару бортовых орудий оставить для стрельбы осветительными снарядами. Однако начавшаяся война поставила крест на модернизации и до своего конца «Эмден» прослужил с одноорудийными установками. Зенитное вооружение составляли три 88-мм зенитные орудия Flak L/45 образца 1913 г.

Орудия обладали неплохой скорострельностью (до 15 выстрелов в минуту), досягаемостью по высоте 9 150 м и дальностью стрельбы 14 100 м. Начальная скорость снаряда 790 м/с. Боекомплект состоял из 1200 снарядов. Располагались зенитки на надстройке позади дымовых труб. Минно-торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных 500-мм торпедных аппаратов с боекомплектом 12 торпед. В 1934 году аппараты заменили на 533-мм.

Крейсер мог принять на борт 120 мин. Модернизации. Вообще «Эмден» стал самым модернизируемым кораблем Кригсмарине за всю недолгую историю. Модернизации были разными от чисто косметических до существенных. В 1933-1934 годах заменили 4 угольных котла на нефтяные. Тогда же заменили 500-мм торпедные аппараты на 533-мм. В 1937 году было усилено зенитное вооружение 6 автоматами 20-мм и двумя автоматами 37-мм. В 1940 году появились два счетверенных 20-мм автомата в экспериментальных установках – прототипы знаменитого «фирлинга». Их установили побортно на палубе надстройки в районе грот-мачты. Тогда же было смонтировано размагничивающее устройство MES. В 1941 году при переводе в учебный корабль с «Эмдена» сняли все автоматы, кроме четырех одноствольных 20-мм. Но учебному кораблю не требовалась такая защита. В конце 1942 года были заменены все орудия главного калибра на новые и снова установлены два 20-мм «фирлинга». Установлен радар FuMO 21. В начале 1943 года установили еще два «фирлинга» и два 20-мм одноствольных автомата. В августе 1944 года вместо 88-мм орудий установили три универсальных орудия 105-мм, два 40-мм автомата системы «Бофорс», 20 автоматов калибром 20-мм (2 х 4 и 6 х 2).

История службы

15 октября 1925 г. на «Эмдене» торжественно подняли флаг, и крейсер вступил в строй. После прохождения испытаний, в 1926 году, крейсер, приняв на борт около сотни курсантов академии, отправился в кругосветное плавание. 15 марта 1927 г. корабль прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые острова), к месту, где был потоплен ТОТ «Эмден». В 1928 году «Эсмден» совершил второе кругосветное путешествие. А всего крейсер в качестве учебного корабля совершил десять дальних плаваний, из которых 6 стали кругосветными.

Начало Второй Мировой самый старый из немецких крейсеров (к тому времени) встретил, как это ни странно, очень бодро. Одновременно с переводом корабля из ведения Учебной инспекции в Разведывательные силы пришел приказ о принятии на борт мин и постановке минных заграждений. 3 сентября «Эмден» испытал на себе удар Королевских ВВС Великобритании. 4 «Бленхейма» нанесли бомбовый удар. Бомбы легли так себе, а вот один британский самолет, ведовый флайинг-лейтенантом Эмденом (ирония судьбы!) был сбит и врезался в борт крейсера. Повреждения оказались не очень серьезными, и через неделю ремонта крейсер продолжил свою службу. Второй боевой операцией стал «Везерюбунг», то есть, оккупация Норвегии. «Эмден» действовал в том самом отряде с «Лютцовым» и «Блюхером». В итоге норвежцы потопили «Блюхера», повредили «Лютцова», а вот «Эмден», благодаря умелым действиям своего экипажа, не получил никаких повреждений.

Десант был высажен, пусть ему не удалось выполнить задачу по захвату Осло, с этим справился воздушный десант.

После захвата Осло «Эмден» снова был переведен в учебные корабли. Следующее боевое применение – участие в составе «Балтийского флота» под командованием вице-адмирала Цилиакса. «Южная группа» в составе крейсера «Эмден» и трех миноносцев (Т-7, Т-8 и Т-11) оказывала поддержку немецким войскам, захватывающим остров Эзель.

«Эмден» вступил в борьбу с советскими батареями 180-мм (№315) и 130-мм (№25а) орудий. Советские артиллеристы отогнали точной стрельбой миноносцы мористее, а на «Эмден» были брошены 4 торпедных катера Г-5. Один катер (ТКА-83) был уничтожен огнем немецких кораблей, торпеды прошли мимо. Дальше был морской анекдот на тему «Кто круче соврет».

Немцы отчитались о потоплении двух катеров, поскольку на потопление ТКА-83 претендовали артиллеристы «Эмдена» и «Лейпцига». То количество снарядов, которые израсходовали немецкие крейсера («Лейпциг – 153, «Эмден» - 178) на один торпедный катер – это был перебор по полной программе. Но и наши катерники спокойно отчитались о потоплении двух миноносцев и повреждении крейсера и миноносца! Правда, потопленные и поврежденные корабли на следующий день продолжили обстрел советских позиций вплоть до полного израсходования боекомплекта. После этого «Эмден» ушел в Готенхафен и на этом для крейсера война с СССР закончилась.

Снова у «Эмдена» началась служба в качестве учебного корабля, но в конце 1942 года снова было решено привлечь корабль к участию в боевых операциях (немцы активно теряли корабли), но поражение Кригсмарине в «Новогоднем бою» круто поменяло все планы. Хотя «Эмден» не был разобран на металл (по первоначальному плану), модернизации были отменены и крейсер остался учебным кораблем.

До сентября 1944 года «Эмден» был учебным кораблем, но в связи с ухудшением обстановки его снова перевели в корабли первой линии. На крейсер снова возложили обязанности по постановкам мин в Скагерраке. «Эмден» выставил более 300 мин. Далее крейсер перевели на север, где он сопровождал конвои в Осло-фиорде и обеспечивал ПВО. Затем крейсер снова оказался на Балтике, в Кенигсберге. На ремонте. Ремонт, правда, не был закончен, потому что к Кенигсбергу подошли советские войска. С машинами в полуразобранном состоянии, на одной турбине, с демонтированным вооружением, крейсер смог-таки уйти в Готенхафен (Гдыня), где турбину собрали, а артиллерию снова установили на места. На борт «Эмдена» было принято много различных грузов, в том числе гробы президента Веймарской Германии генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме того, на борт взошло около тысячи человек беженцев.

1 февраля 1945 года «Эмден» со скоростью 10 узлов уполз из Кенигсберга и совершил переход в Киль, на верфи «Дойче Верке», где встал на ремонт. Однако, вернуться в строй из ремонта кораблю было не суждено. 2 марта 1945 года в «Эмден» попали 4 бомбы. Бомбы были небольшого калибра, до 100 кг, потому защита выдержала, но возник пожар. 3 апреля в корабль попала бомба весом 227 кг, которая пробила палубу и взорвалась в котельном отделении, разнеся там все. В ночь с 9 на 10 апреля британские тяжелые бомбардировщики сбросили на Киль 2 634 тонны бомб. «Адмирал Шеер» перевернулся и затонул, «Адмирал Хиппер» превратился в груду металлолома. «Эмдену» разворотило корму. После осмотра корабль вывели в бухту Хайкендорф, где посадили на мель, предварительно заложив подрывные заряды в машинных и котельных отделениях. 3 мая 1945 года заряды были приведены в действие, поставив последнюю точку в судьбе корабля. Остатки корабля разобрали на металл после войны, в 1949-1950 годах.

Интересная судьба. Первый крупный корабль новой германии прожил существенно дольше чем построенные после него. Да, строительство его шло в сложных условиях, за постройкой наблюдали союзники-победители, не дававшие построить корабль в соответствии с современными возможностями. Потому «Эмден» не то что устарел на верфи, он заложен был уже несовременным. И потому лучшая для него роль на флоте – роль учебного корабля.

Тем не менее, вклад «Эмдена» в развитие флота был огромен. Новый корабль такого класса – это уверенность в том, что судостроительная отрасль Германии жива. Нашли деньги, тем самым сохранили кадры, как конструкторские, таки на производстве. Ну и то количество моряков, которое подготовил в своих походах «Эмден» - оно дало возможность укомплектовать обученным личным составом другие корабли Кригсмарине. Конечно, корабль был архаичен к началу Второй Мировой войны. Его вообще не зря назвали «последним немецким крейсером Первой Мировой». Справедливо. Да, артиллерия была на том уровне. Но тем не менее, несмотря на то, что в 1927 году «Эмден» был устаревшим кораблем, его запас прочности обеспечил долгую эксплуатацию, что повлекло за собой длительную службу в качестве учебного корабля.

Можно покритиковать немцев, которые бросились строить корабль, не сформировав военно-морской доктрины, не проанализировав итогов Первой Мировой войны. Но такое у них было время. И «Эмден» стал своего рода символом возрождения немецкого военно-морского флота. И, кстати, на фоне служивших тогда старых корыт, он смотрелся вполне пристойно. А уж подготовив столько офицеров для Кригсмарине – можно с уверенностью сказать, что «Эмден» полностью отработал каждый потраченный на его постройку пфенниг. И стал интересным примером, когда корабль в мирное время оказался намного более полезным, чем в бою.

Читайте также:

КРЕЙСЕР "ЖДАНОВ" - СОВЕТСКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА "68-БИС": ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДАТА СПУСКА НА ВОДУ, ВООРУЖЕНИЕ, БОЕВОЙ ПУТЬ

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч. 4

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч. 3

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч.2

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ"

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить. [~PREVIEW_TEXT] => Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 13.01.2021 07:48:44 [~TIMESTAMP_X] => 13.01.2021 07:48:44 [ACTIVE_FROM] => 13.01.2021 [~ACTIVE_FROM] => 13.01.2021 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/112842/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/112842/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => boevye_korabli_kreysera_poleznee_mnogikh_voevavshikh [~CODE] => boevye_korabli_kreysera_poleznee_mnogikh_voevavshikh [EXTERNAL_ID] => 112842 [~EXTERNAL_ID] => 112842 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 13.01.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [SECTION_META_KEYWORDS] => боевые корабли. крейсера. полезнее многих воевавших [SECTION_META_DESCRIPTION] => Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить. [SECTION_PAGE_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [ELEMENT_META_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [ELEMENT_META_KEYWORDS] => боевые корабли. крейсера. полезнее многих воевавших [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Судостроение, Корабли ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [~TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 104 [~ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 5 [~SORT] => 5 [NAME] => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 104 [~XML_ID] => 104 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/104/ )
Поделиться:
Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших
13.01.2021

Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить.

В соответствии со статьей 181 указанного Договора Германии разрешалось сохранить 6 броненосцев типа «Deutschland» или «Braunschweig», 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Союзники по Антанте оставили Рейхсмарине, как теперь стали называть военный флот Германии целых 8 крейсеров. Шесть из них были легкие крейсера типа «Gazelle» постройки 1898-1903 годов («Niobe», «Nymphe», «Medusa», «Thetis», «Arcona» и «Amazone») и два крейсера типа «Bremen» («Berlin» и «Hamburg»), заложенных в 1903 году.

В общем эти корабли могли быть использованы как учебные и не более того. Все они имели водоизмещение 2700-3700 т, благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов и вооружались десятью 105-мм орудиями. Понятно, что ценность этих кораблей была минимальной. Единственным плюсом этих кораблей был срок их службы, который при наличии средств позволял в ближайшее время их заменить на новые. И как только появились средства, немцы решили все-таки построить новый крейсер. А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии. И его еще немного доработали в свете появившихся новинок.

«Кельн» при водоизмещении 5620 т оснащался двумя паровыми турбинами общей мощностью 31 000 л.с., которые разгоняли его до 29 узлов и вооружался восемью 150-мм орудиями, тремя 88-мм зенитками и четырьмя 600-мм однотрубными торпедными аппаратами. Новый крейсер получил силовую установку мощностью 45 000 л.с., торпедные аппараты заменили на более современные двухтрубные 533-мм, орудия главного калибра решили установить в двуствольных башнях по линейно-возвышенной схеме, количество труб уменьшить до двух. В итоге корабль уложили в 5600 тонн водоизмещения.

Понятно, что закладка одного современного корабля совершенно ничего не меняла и была исключительно политическим актом. Кстати, проблемы возникли и с местом постройки. Крупнейшая из прежних государственных верфей находилась в Данциге, который стал вольным городом и не являлся территорией Германии. Адмиралтейство в Киле, переименованное в Deutsche Werke, после раздела оказалось почти полностью приватизировано, и как военно-морская верфь функционировать не могла. Так что в распоряжении Рейхсмарине осталась только верфь в Вильгельмсхафене, где крейсер и заложили.

И тут начались неприятности. Корабль уже строился, когда были заключены Вашингтонский и Лондонский договоры. Германия этих документов не подписывала, но кто стал у немцев что-то там спрашивать? Их просто поставили перед фактом, что корабль должен соответствовать условиям договора, и все.

Вообще немцы все измеряли в обычных метрических тоннах, а в договорах имелись британские длинные (1,016 т) тонны. И немцам разрешили пересчитать в новых стандартах. Так водоизмещение нового крейсера упало до 5280 т, что позволило использовать свалившийся с неба запас водоизмещения с целях улучшения корабля. Но чтобы немцы не особо радовались, им запретили устанавливать спаренные орудийные установки. Дескать, тогда новый крейсер будет круче «Данай» и «Каледонов» британского флота, а это не комильфо. И вообще, немцам нельзя применять новые оружейные системы. Так что пришлось отказаться и от новых установок, и от новых орудий.

Торжественный спуск нового корабля на воду состоялся 7 января 1925 г. Имя кораблю давала Ютта фон Мюллер, вдова Карла фон Мюллера – командира знаменитого рейдера «Эмден» 1908 года постройки. Естественно, что новый корабль нарекли «Эмденом».

Крейсер стал сотым военным кораблем, построенным в Вильгельмсхафене для германского флота. Главная энергетическая установка «Эмдена» состояла из 10 стандартных военно-морских котлов – 4 угольных и 6 нефтяных. Плюс 2 швейцарских турбины Браун-Бовери. В итоге мощность силовой установки составила 46 500 л.с. На испытаниях «Эмден» выдал 29,4 узла, что было весьма прилично для того времени. Расчетная дальность плавания 6 750 миль при скорости 14 узлов. Запас топлива составляли 875 тонн угля и 859 тонн нефти.

«Эмден» стал первым немецким кораблем, у которого в силовой установке были турбозубчатые агрегаты. Так как у Германии с нефтью все было печально, было принято решение не отказываться от угольных котлов. Их заменили на нефтяные много позже, в течении одной из модернизаций. В общем, получилось довольно экономично, дальность плавания по сравнению с «Кельном» выросла наполовину, но все было довольно громоздко.

Бронирование

Основой бронирования был фирменный немецкий бронепояс толщиной 50 мм, который имел длину около 125 м и высоту 2,9 м, на 1,3 м опускаясь ниже конструктивной ватерлинии. Бронепояс прикрывал более 80% корпуса. Замыкал бронепояс траверз толщиной 40-мм. Бронепалуба. Набиралась из 20-мм бронеплит, а над артиллерийскими погребами количество плит удваивалось, получая толщину в 40-мм. Рулевой привод в корме прикрывал бронекороб толщиной 20-мм. Боевая рубка. Традиционно хорошо для всех немецких кораблей: 100-мм стенки, 20-мм крыша и пол. От нее до находящегося под броневой палубой центрального поста проходила 20-мм коммуникационная труба. Шахты подачи снарядов тоже имели толщину 20-мм. И последнее – щиты орудий были из тех же бронеплит 20-мм.

В целом – немногие корабли могли похвастаться таким бронированием. Для легкого крейсера все было весьма впечатляюще. Численность экипажа 582 человек, в том числе 26 офицеров и 556 матросов. Мореходность. Тут все непросто. Немцы, естественно, хвалили свой корабль. Британцы критиковали, в основном за низкие, «стелющиеся» силуэты. Однако, если посмотреть на количество миль, которые в процессе службы прошел «Эмден», то становится ясно, что корабль был вполне удачен.

Вооружение

Главный калибр: восемь 150-мм орудий в одноорудийных башнях. Орудия располагались так же, как на крейсерах кайзеровского флота. Два орудия (№2 возвышенно над №1) в носовой части, два – в кормовой (одно на юте, одно на кормовой надстройке), два орудия по бортам у носовой надстройки направлены в сторону носа и два орудия возле второй трубы направлены в сторону кормы. Таким образом, максимальное количество орудий, которые могли участвовать в залпе – шесть.

Попытки усовершенствовать вооружение путем установки спаренных орудийных установок предпринимались вплоть до начала войны, которое, собственно, и положило конец всем планам. Самым интересным проектом модернизации 1940 года могла стать установка четырех двухорудийных башен, которые разрабатывались для эсминцев типа «Нарвик». А зенитное вооружение усилить одним 88-мм орудием и двумя 37-мм автоматами. А пару бортовых орудий оставить для стрельбы осветительными снарядами. Однако начавшаяся война поставила крест на модернизации и до своего конца «Эмден» прослужил с одноорудийными установками. Зенитное вооружение составляли три 88-мм зенитные орудия Flak L/45 образца 1913 г.

Орудия обладали неплохой скорострельностью (до 15 выстрелов в минуту), досягаемостью по высоте 9 150 м и дальностью стрельбы 14 100 м. Начальная скорость снаряда 790 м/с. Боекомплект состоял из 1200 снарядов. Располагались зенитки на надстройке позади дымовых труб. Минно-торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных 500-мм торпедных аппаратов с боекомплектом 12 торпед. В 1934 году аппараты заменили на 533-мм.

Крейсер мог принять на борт 120 мин. Модернизации. Вообще «Эмден» стал самым модернизируемым кораблем Кригсмарине за всю недолгую историю. Модернизации были разными от чисто косметических до существенных. В 1933-1934 годах заменили 4 угольных котла на нефтяные. Тогда же заменили 500-мм торпедные аппараты на 533-мм. В 1937 году было усилено зенитное вооружение 6 автоматами 20-мм и двумя автоматами 37-мм. В 1940 году появились два счетверенных 20-мм автомата в экспериментальных установках – прототипы знаменитого «фирлинга». Их установили побортно на палубе надстройки в районе грот-мачты. Тогда же было смонтировано размагничивающее устройство MES. В 1941 году при переводе в учебный корабль с «Эмдена» сняли все автоматы, кроме четырех одноствольных 20-мм. Но учебному кораблю не требовалась такая защита. В конце 1942 года были заменены все орудия главного калибра на новые и снова установлены два 20-мм «фирлинга». Установлен радар FuMO 21. В начале 1943 года установили еще два «фирлинга» и два 20-мм одноствольных автомата. В августе 1944 года вместо 88-мм орудий установили три универсальных орудия 105-мм, два 40-мм автомата системы «Бофорс», 20 автоматов калибром 20-мм (2 х 4 и 6 х 2).

История службы

15 октября 1925 г. на «Эмдене» торжественно подняли флаг, и крейсер вступил в строй. После прохождения испытаний, в 1926 году, крейсер, приняв на борт около сотни курсантов академии, отправился в кругосветное плавание. 15 марта 1927 г. корабль прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые острова), к месту, где был потоплен ТОТ «Эмден». В 1928 году «Эсмден» совершил второе кругосветное путешествие. А всего крейсер в качестве учебного корабля совершил десять дальних плаваний, из которых 6 стали кругосветными.

Начало Второй Мировой самый старый из немецких крейсеров (к тому времени) встретил, как это ни странно, очень бодро. Одновременно с переводом корабля из ведения Учебной инспекции в Разведывательные силы пришел приказ о принятии на борт мин и постановке минных заграждений. 3 сентября «Эмден» испытал на себе удар Королевских ВВС Великобритании. 4 «Бленхейма» нанесли бомбовый удар. Бомбы легли так себе, а вот один британский самолет, ведовый флайинг-лейтенантом Эмденом (ирония судьбы!) был сбит и врезался в борт крейсера. Повреждения оказались не очень серьезными, и через неделю ремонта крейсер продолжил свою службу. Второй боевой операцией стал «Везерюбунг», то есть, оккупация Норвегии. «Эмден» действовал в том самом отряде с «Лютцовым» и «Блюхером». В итоге норвежцы потопили «Блюхера», повредили «Лютцова», а вот «Эмден», благодаря умелым действиям своего экипажа, не получил никаких повреждений.

Десант был высажен, пусть ему не удалось выполнить задачу по захвату Осло, с этим справился воздушный десант.

После захвата Осло «Эмден» снова был переведен в учебные корабли. Следующее боевое применение – участие в составе «Балтийского флота» под командованием вице-адмирала Цилиакса. «Южная группа» в составе крейсера «Эмден» и трех миноносцев (Т-7, Т-8 и Т-11) оказывала поддержку немецким войскам, захватывающим остров Эзель.

«Эмден» вступил в борьбу с советскими батареями 180-мм (№315) и 130-мм (№25а) орудий. Советские артиллеристы отогнали точной стрельбой миноносцы мористее, а на «Эмден» были брошены 4 торпедных катера Г-5. Один катер (ТКА-83) был уничтожен огнем немецких кораблей, торпеды прошли мимо. Дальше был морской анекдот на тему «Кто круче соврет».

Немцы отчитались о потоплении двух катеров, поскольку на потопление ТКА-83 претендовали артиллеристы «Эмдена» и «Лейпцига». То количество снарядов, которые израсходовали немецкие крейсера («Лейпциг – 153, «Эмден» - 178) на один торпедный катер – это был перебор по полной программе. Но и наши катерники спокойно отчитались о потоплении двух миноносцев и повреждении крейсера и миноносца! Правда, потопленные и поврежденные корабли на следующий день продолжили обстрел советских позиций вплоть до полного израсходования боекомплекта. После этого «Эмден» ушел в Готенхафен и на этом для крейсера война с СССР закончилась.

Снова у «Эмдена» началась служба в качестве учебного корабля, но в конце 1942 года снова было решено привлечь корабль к участию в боевых операциях (немцы активно теряли корабли), но поражение Кригсмарине в «Новогоднем бою» круто поменяло все планы. Хотя «Эмден» не был разобран на металл (по первоначальному плану), модернизации были отменены и крейсер остался учебным кораблем.

До сентября 1944 года «Эмден» был учебным кораблем, но в связи с ухудшением обстановки его снова перевели в корабли первой линии. На крейсер снова возложили обязанности по постановкам мин в Скагерраке. «Эмден» выставил более 300 мин. Далее крейсер перевели на север, где он сопровождал конвои в Осло-фиорде и обеспечивал ПВО. Затем крейсер снова оказался на Балтике, в Кенигсберге. На ремонте. Ремонт, правда, не был закончен, потому что к Кенигсбергу подошли советские войска. С машинами в полуразобранном состоянии, на одной турбине, с демонтированным вооружением, крейсер смог-таки уйти в Готенхафен (Гдыня), где турбину собрали, а артиллерию снова установили на места. На борт «Эмдена» было принято много различных грузов, в том числе гробы президента Веймарской Германии генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме того, на борт взошло около тысячи человек беженцев.

1 февраля 1945 года «Эмден» со скоростью 10 узлов уполз из Кенигсберга и совершил переход в Киль, на верфи «Дойче Верке», где встал на ремонт. Однако, вернуться в строй из ремонта кораблю было не суждено. 2 марта 1945 года в «Эмден» попали 4 бомбы. Бомбы были небольшого калибра, до 100 кг, потому защита выдержала, но возник пожар. 3 апреля в корабль попала бомба весом 227 кг, которая пробила палубу и взорвалась в котельном отделении, разнеся там все. В ночь с 9 на 10 апреля британские тяжелые бомбардировщики сбросили на Киль 2 634 тонны бомб. «Адмирал Шеер» перевернулся и затонул, «Адмирал Хиппер» превратился в груду металлолома. «Эмдену» разворотило корму. После осмотра корабль вывели в бухту Хайкендорф, где посадили на мель, предварительно заложив подрывные заряды в машинных и котельных отделениях. 3 мая 1945 года заряды были приведены в действие, поставив последнюю точку в судьбе корабля. Остатки корабля разобрали на металл после войны, в 1949-1950 годах.

Интересная судьба. Первый крупный корабль новой германии прожил существенно дольше чем построенные после него. Да, строительство его шло в сложных условиях, за постройкой наблюдали союзники-победители, не дававшие построить корабль в соответствии с современными возможностями. Потому «Эмден» не то что устарел на верфи, он заложен был уже несовременным. И потому лучшая для него роль на флоте – роль учебного корабля.

Тем не менее, вклад «Эмдена» в развитие флота был огромен. Новый корабль такого класса – это уверенность в том, что судостроительная отрасль Германии жива. Нашли деньги, тем самым сохранили кадры, как конструкторские, таки на производстве. Ну и то количество моряков, которое подготовил в своих походах «Эмден» - оно дало возможность укомплектовать обученным личным составом другие корабли Кригсмарине. Конечно, корабль был архаичен к началу Второй Мировой войны. Его вообще не зря назвали «последним немецким крейсером Первой Мировой». Справедливо. Да, артиллерия была на том уровне. Но тем не менее, несмотря на то, что в 1927 году «Эмден» был устаревшим кораблем, его запас прочности обеспечил долгую эксплуатацию, что повлекло за собой длительную службу в качестве учебного корабля.

Можно покритиковать немцев, которые бросились строить корабль, не сформировав военно-морской доктрины, не проанализировав итогов Первой Мировой войны. Но такое у них было время. И «Эмден» стал своего рода символом возрождения немецкого военно-морского флота. И, кстати, на фоне служивших тогда старых корыт, он смотрелся вполне пристойно. А уж подготовив столько офицеров для Кригсмарине – можно с уверенностью сказать, что «Эмден» полностью отработал каждый потраченный на его постройку пфенниг. И стал интересным примером, когда корабль в мирное время оказался намного более полезным, чем в бою.

Читайте также:

КРЕЙСЕР "ЖДАНОВ" - СОВЕТСКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА "68-БИС": ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДАТА СПУСКА НА ВОДУ, ВООРУЖЕНИЕ, БОЕВОЙ ПУТЬ

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч. 4

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч. 3

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ". Ч.2

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРЫ ТИПА "ИЗМАИЛ"

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Советуем подписаться на наши страницы в социальных сетях: Facebook | Вконтакте | Twitter | Google+  | Одноклассники

Рейтинг статьи:
0
0
Просмотров: 82
Комментарии

Оставить отзыв


Поделиться: